Hearts of Iron 4. Советы для новичков, гайд - CoreMission

Гайд для новичков Hearts of Iron 4: советы по игре. Как возвысить своё государство и защитить его? Как вести боевые действия? Как копить очки?Одним из самых популярных жанров у любителей тактики сегодня являются глобальные пошаговые стратегии. Пошаговыми их называют потому, что в игре вы как за настольной игрой делаете ход, после чего ждете ответной реакции ваших соперников и снова проводите какие-либо действия, а глобальная из-за того, что действие игры происходит на карте мира, то есть, из-за масштабности происходящего. Игра Hearts of Iron 4 является эталоном глобальных пошаговых стратегий.

Геймерам предстоит сыграть за любую страну, которая существовала в мировой истории в 1933 или 1939 году (в игре 2 кампании и каждая начинается с определенной даты). В отличие от многих подобных проектов, перед игроком не ставится конкретной и определенной задачи. Есть возможность играть за государства лидеры, которые принимали активное участие в этом временном отрезке истории (СССР, США, Германия), но вы также можете возглавить любую другую страну, например, Бельгию или Уругвай.

По возможности вам нужно защитить свое государство и возвысить его могущество через завоевательную политику. Основной упор в игре сделан именно на войну и боевые действия, так что просто оставаться в стороне и до последнего момента отсиживаться не получится, да и не интересно это от слова совсем. В игре есть множество требующих внимания деталей: окно технологий, специальные умения (национальные фокусы), строительство фабрик и заводов, набор войск и распределение, создание армий, планирование плана наступления, линии фронта и так далее. Всех особенностей просто не перечислить. Также в игре немаловажную функцию выполняет политический режим и дипломатия. Накопив достаточно очков, к примеру, можно устроить государственный переворот в другой стране и напасть на нее во время гражданской войны.

Hearts of Iron 4 в первую очередь стратегия и рассчитана на то, что вы внимательно будете планировать каждый шаг и ничего не упустите, как если бы вы управляли настоящим государством. Чтобы вы быстрее освоились, предлагаем вам ознакомиться с полезными для новичков советами.

Начало игры в Hearts of Iron 4

Ниже представлены десять основных моментов, на которые должен обратить внимание каждый начинающий лидер:

  1. Управлять можно не только мышкой. Знание комбинаций горячих клавиш позволит получать доступ к разным меню, проводить исследования, строить и т.д. гораздо быстрее, чем если бы вы все перечисленное проделывали грызуном. Стоит заучить хотя бы несколько часто встречающихся.
  2. Режим активной паузы – один из самых сильных ваших союзников. Некоторые решения просто нельзя совершать поспешно, поэтому просто остановите игру “Пробелом”.
  3. Каждая нация обладает своими уникальными модификаторами, способными как добавить ей преимуществ, так и создать сложности. Получив представление о них на старте, можно изначально продумать эффективную стратегию развития.
  4. Промышленность в глобальном плане очень важна. Построенные в большом количестве заводы влияют не только на возможность увеличения армии и появление в ней новых боевых единиц, но и на развитие в целом.
  5. Мировую напряженность нужно контролировать. Лишь на определенном уровне можно будет прибегнуть к использованию определенных политических веток.
  6. Выбор национальных фокусов рекомендуется осуществлять не просто на основе “понравилось умение или не понравилось”, а в рамках собственного плана по развитию государства. Не стоит забывать, что некоторые фокусы друг с другом просто несовместимы (на это указывает красный восклицательный знак между ними).
  7. Не пренебрегайте шпионажем. Благодаря дополнительной информации, которую ваши шпионы соберут в стане врага (или даже некоторых союзников), можно будет предсказать опасную ситуацию и своевременно к ней подготовиться.
  8. Сверяйтесь с доступными политическими опциями и уже установленными их модификаторами.
  9. Дипломатии не всегда достаточно. Иногда мирным путем заставить соседей соблюдать свои интересы попросту невозможно – на случай стычки у вас всегда должна быть высокотехнологичная армия, которую можно получить только после проведения соответствующих разработок.
  10. Исследование новых технологий не должно прекращаться. В идеале, стоит запустить сразу несколько программ.

Дипломатия в игре Hearts of Iron 4

Ведение дипломатических переговоров позволяет обзавестись новыми союзниками, наладить выгодное торговое и военное сотрудничество, защититься от возможной агрессии со стороны соседей.

  • В самом начале следует ознакомиться со всем списком политических опций и их модификаторов. Так вы предварительно сможете сделать вывод о том, на что способна выбранная вами фракция и в какую сторону ее лучше развивать.
  • Постройка “Национального центра” абсолютно бесплатна, но занимает некоторое время. Очень важно дождаться постройки и как можно раньше выбрать национальную направленность. В противном случае, вы можете отстать в развитии.
  • Не желая в будущем менять курс идеологии, стоит позаботиться о выборе политик, положительно сказывающихся на скорости проведения исследований.
  • Создание фракции требует дипломатической работы с потенциальными союзниками. Вашей целью должно стать скорейшее улучшение взаимоотношений с ними.
  • Изменение идеологии страны часто является следствием выбора определенных политик. Выбирайте их с умом.

Советы по экономике

Развитие экономики имеет колоссальное значение для тех, кто желает доминировать на карте мира. Отсталость вашей фракции сделает ее уязвимой, что в конечном итоге закончится поражением.

  • Для эффективного массового производства вооружения потребуется развитая промышленная инфраструктура. Отстраивая в большом количестве заводы, вы тем самым значительно поможете развитию инфраструктуры и наполните рынок товарами.
  • Многие новички в начале игры ориентируют все предприятия на торговлю, что приводит к серьезному застою в экономическом секторе, а также негативно скажется на скорости постройки новых сооружений. Если хотите, можете произвести мгновенную отмену – освободившаяся фабрика сразу будет переориентирована.
  • Меняя политические опции, игрок влияет на сроки построения сильной экономики. Он может как затянуть их, так и серьезно ускорить прогресс. Обязательно ознакомьтесь со всеми возможными вариантами и их условиями.
  • Торговля между враждующими странами не ведется, поэтому лучше сразу определиться – выгоднее будет вести военные действия против другой фракции или же наладить с ней прочные торговые отношения.
  • Предприятия военного сектора должны быть нагружены 24/7. Регулярно проверяйте их и занимайтесь распределением зданий, основываясь на логистическом оборудовании. Любой военный завод на 50% дешевле гражданского и экономические законы добавляют ему бонусов.
  • Играя за коммунистов или фашистов, вы можете получить неплохое преимущество перед другими фракциями, форсировав переход экономики из мирного состояния в военное русло. Для этого придется скопить 150 очков политической власти.

Проведение исследований в Hearts of Iron 4

Исследования позволяют фракции стать более продвинутой в технологическом плане, поэтому нужно грамотно подойти к организации этого процесса.

  • В начале каждой игровой партии лучше всего проводить исследования, которые смогут ускорить дальнейшие разработки. Да, в начале особых плюсов заметно не будет, но в перспективе это позволит вам превзойти в развитии большинство конкурентов.
  • От выбора модели армии, который ждет игрока на начальных этапах, влияет на дальнейшее развитие ее военного потенциала. Хвататься за все подряд не рационально – лучше выбрать конкретную доктрину и вести по ней научно-исследовательскую работу, разблокировав разнообразные боевые единицы с высокой эффективностью.
  • Некоторые страны ограничены по времени проведения научных исследований в некоторых областях. Лучшим выходом будет игнорировать эти области, сосредоточившись на развитии других, более перспективных.
  • Исследовательских слотов ограниченное количество – нужно грамотно подойти к их распределению, выделяя по одному на промышленность и технологии, разблокировку новых боевых единиц и вооружения для них, а остальное направить на военные доктрины. Их следует подбирать с учетом недостатков и преимуществ вашей фракции. К примеру, странам со слабой промышленностью, но высокой численностью населения подойдет доктрина “массированный штурм”.
  • Исследования шифрования и дешифрования очень важны, особенно для тех фракций, которые ведут активную войну на суше (пехота награждается весомыми бонусами).
  • Если вам удалось обзавестись 50% бонусом к скорости исследований, его уместнее всего будет потратить на изучение технологий, способных произвести революцию в текущем временном периоде – к примеру, на самолетостроение, продвинутые танки или суда.

Менеджмент армии

Если дипломатия не помогла, единственным вариантом решения территориальных проблем станет силовой метод. И это подводит руководителя к необходимости правильно рекрутировать и распределять войска, комплектовать их вооружением и пр. Грамотная стратегия часто позволяет одержать верх над более сильным оппонентом.

  • Успешное ведение боевых действий во многом зависит от разнообразия юнитов на поле боя. Будет очень сложно добиться успеха с одной лишь пехотой или танками. В игре существует множество эффективных комбинаций, которые задействуют инженеров, артиллерию, воздушную поддержку и пр. И каждая из них способна принести пользу в той или иной ситуации, или же привести вас к поражению.
  • Не имеет смысла создавать шаблоны дивизий, не получив после научных исследований доступ к более эффективным боевым единицам (хотя бы, двум-четырем). С ними правильно формировать колонки батальонов станет гораздо проще.
  • Подготавливаясь к военным действиям, игрок должен следить за находящимися в его распоряжении ресурсами. Недостаточное их количество в процессе сражения может выйти боком. Получить доступ к дополнительным ресурсам в экстренном порядке легко – достаточно переквалифицировать гражданские предприятия в милитаризованные.
  • Нехватка живой силы в процессе ведения войны отнюдь не редкость. Если численность солдат начинает сокращаться, нужно вести гражданский набор в более широком диапазоне, чтобы иметь возможность полностью укомплектовывать дивизии. При малом запасе рекрутов помогает построение полевого госпиталя (меньшие потери бойцов).
  • Эффективность функционирующих в рамках организованной армии юнитов на полях сражений во много раз выше, чем разрозненных формирований. Хорошую базовую пехотную дивизию можно сформировать из семи пехотных батальонов и двух артиллерийских. В определенных ситуациях пехоту эффективно заменяют десантники или горняки.
  • Помимо сухопутных сражений, существуют также и морские. Основой вашего флота лучше всего сделать эсминцы, так как они считаются наиболее универсальными судами, эффективными против подводных лодок и крупных кораблей. Идеальное соотношение судов во флоте – три малых корабля на один большой.

Заключение

Выше представлены лишь базовые советы, которые помогут новичкам освоиться в Hearts of Iron 4 на более-менее приемлемом уровне. Механика игры столь труднодоступна, что даже встроенное обучение не помогает пролить свет на все нюансы дипломатии, исследований и военных действий. Придется потратить немало времени на изучение руководств и мануалов на сторонних ресурсах, чтобы наконец-то привести свою фракцию к успеху на высоком уровне сложности. И это многочисленных поклонников качественных глобальных стратегий только привлекает.

Лучше всего обучаться с таким же новичком, играя в совместном режиме. Онлайн в игре двухлетней давности все еще стабильно высок и составляет свыше десяти (а иногда даже до семнадцати) тысяч человек. Среди них найти себе начинающего напарника будет не сложно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автор snezhok_13

Пишет статьи о разработке игр. Не инди, — работает рендеринг-программистом в крупной ААА студии в Санкт-Петербурге. Большой поклонник игр Naughty Dog.

Это небольшой экскурс для новичков по интерфейсу и механикам в Hearts of Iron IV. Для более детальной информации по механикам, включая разбор некоторых формул, по которым рассчитываются многие игровые параметры, переходите по приведённым ссылкам на конкретные статьи, посвящённые этим аспектам игры.

Начало игры

Как только вы запустите игру, то увидите меню из пяти кнопок. Кнопка ВЫХОД закрывает игру. АВТОРЫ покажет вам список всех, кто работал над разработкой, производством и распространением Hearts of Iron IV. Наиболее важны оставшиеся три кнопки.

Одиночная игра — это то, что вы нажмёте, если захотите сыграть в Hearts of Iron IV в одиночку. Все остальные нации будет контролировать компьютер. Меню одиночной игры позволяет вам продолжить или загрузить предыдущие игры, которые вы сохранили, но не завершили. Здесь же можно пройти обучение.

Крайне рекомендуем вам пройти обучение. Оно покажет вам основные аспекты игры в действии.

Нажмите Сетевая игра, если хотите сыграть в Hearts of Iron IV онлайн с другими людьми. Одновременно в Hearts of Iron IV могут играть до 32 человек. Меню также позволяет хосту загрузить предыдущие игры, которые не были завершены.

Нажмите Настройки, чтобы настроить звук и внешний вид Hearts of Iron IV на своём компьютере. Вы можете изменить разрешение экрана, изменить громкость и прочие детали игры.

Основные и наиболее важные элементы настроек находятся на первой вкладке.

После того, как вы определились с базовыми вещами, нужно будет выбрать сценарий для игры, а также нацию из этого сценария. Ответственность за её управление и развитие ляжет на вас на всю игровую партию.

Выбор сценария

Hearts of Iron IV имеет два сценария — 1936 и 1939. Каждый предполагает своё испытание, и выбранный сценарий во многом определит, какую игру вы получите с самого начала.

Мир в 1936 году

1936 сценарий начинается 1 января 1936 года. Этот сценарий лучше всего подходит для создания альтернативных версий Второй Мировой войны, так как он начинается с меньшим числом уже созданных Альянсов и развязанных войн. 1936 — это время, которое стоит выбрать, если вы хотите сами заняться организацией и планированием экономики до начала войны. Этот сценарий в основном о создании основы для ваших амбициозных военных планов, с фокусом на фабрики, исследования и дипломатию.

Мир в 1939 году

1939 сценарий начинается 1 сентября 1939 года. Германия уже укрепила свою мощь в Центральной Европе и готова напасть на Польшу. Если вы хотите игру о Второй Мировой войне, которая (хоть и не в точности) будет развиваться как и в реальной истории, вам стоит выбрать этот вариант. Этот сценарий больше о создании, снабжении и управлении вашими армиями.

Выбор нации

После выбора сценария, вам откроется меню с семью основными игровыми странами (Великобритания, Франция, Соединённые Штаты Америки, Германия, Италия, Советский Союз, и Япония) вместе с возможностью выбрать любую другую нацию. Не важно что вы выберете, вам будет показана карта мира с возможностью изменить своё мнение. После этого жмите Играть в нижнем правом углу.

Интерфейс

Интерфейс Hearts of Iron IV покажется невероятно знакомым и родным ветеранам игр от Paradox. В левой части экрана будут расположены элементы управления основными государственными делами, в верхней части экрана будут появляться оповещения, которые укажут на вещи, требующие вашего внимания, справа же расположится информация о ваших войсках. Верхняя граница экрана, как и всегда, включает в себя обобщённую информацию о состоянии государства и мира.

От левого крайнего положения и до центра игрового экрана вы можете увидеть ряд числовых значений, расположенных слева направо.

  • Toprow.jpg

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Национальное единство
Это мера решимости вашего народа сражаться за свою страну. Страна с низким национальным единством будет сдаваться куда быстрее, чем страна с высоким. Национальное единство определяется чертами национального духа, которые есть у некоторых стран (Франция, например, начинает с очень низким НЕ), но оно может быть изменено с помощью национальных фокусов или приглашением определённых членов правительства.

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Политическая власть
Это количество политического капитала, накопленного под вашим правлением. Вы можете тратить политическую власть на исследование идей национальных фокусов, набор военных и научных советников, изменение торговых и призывных законов, а также некоторые дипломатические действия. Каждая нация получает 2 очка политической власти в день, что изменяется особыми чертами характера, личностями, действиями игрока или характеристиками.

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Людские ресурсы
Число людей, которые могут быть использованы для набора и пополнения войск. На него оказывает влияние целый ряд факторов, особенно ваша политика в отношении военной службы и число бригад в процессе производства.

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Фабрики
Три отдельных параметра, показывающих военные заводы, военно-морские верфи и гражданские фабрики, доступные для новых приказов. Мы поговорим о них в следующем разделе.
Опыт армии Опыт армии, Опыт флота Опыт флота и Опыт авиации Опыт авиации
Пока ваши подразделения ведут боевые действия или, в случае армий, боевую подготовку, они приобретают опыт. Вы можете потратить опыт армии в дизайнере дивизий на их редактирование или создание своих собственных дивизий. Опыт флота и авиации тратится на модификации для ваших кораблей и самолётов, предоставляя им бонусы к скорости, огневой мощи, и так далее.

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Конвои
Число доступных конвоев, или, иначе говоря, транспортов. Каждая торговая сделка, связанная с передачей стратегических ресурсов, потребует выделения определённого числа конвоев. Перемещение сухопутных дивизий через моря и океаны потребует наличия транспортов. Вы всегда сможете увеличить доступное число транспортов просто построив дополнительные конвои в окне производства.

Мировая напряжённость

В крайнем правом верхнем углу вы можете видеть подсвеченный круг, с процентным значением под ним, которое отображает мировую напряжённость. Это значение показывает, насколько накалена обстановка в мире. Некоторые дипломатические и военные действия, в осносвном для демократических и нейтральных государств, требуют определённого значения мировой напряжённости. Мировая напряжённость может возрастать вследствие исторических событий, объявлений войн и прочих враждебных дипломатических действий.

Информация о государстве и развитие

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

В крайнем верхнем левом углу найдите флаг вашего государства. Нажатие на него откроет окно состояния государства. Вы можете увидеть портрет лидера, политическую поддержку и партии, несколько активных модификаторов и факторов вашей нации, а также три ряда ячеек, на которые можно потратить очки политической власти.

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Дерево национальных фокусов Италии.(Нажмите для увеличения.)

Вам будет предложено выбрать национальный фокус для вашей страны. Вам понадобится 70 дней, чтобы завершить национальный фокус, и это будет стоит одно очко политической власти в день. Национальные фокусы весьма схожи с технологическими деревьями в других играх, но имеют принципиально другой смысл, задавая направление развития вашего государства. Возможно, вы захотите сосредоточиться на росте промышленного производства, или же, в случае Германии в большинстве игр, будете стремиться к расширению границ за счёт соседей. Некоторые национальные фокусы являются взаимоисключающими; например, Советский Союз не может одновременно дружить и с Японией, и с Китаем.

В этом же меню вы можете потратить очки политической власти на изменение государственных законов или наём политических, военных и промышленных советников. Большая часть изменений стоит как минимум 150 политической власти, а самые лучшие советники могут стоить и 250.

Законы и правительство

  • Законы о призыве: влияют на доступное количество людских ресурсов
  • Законы, регулирующие торговлю: влияют на скорость исследований, скорость строительства фабрик и прочих сооружений, а также доступное для торговли количество ресурсов
  • Законы, регулирующие экономику: влияют на количество заводов, производящих товары широкого потребления, доступное число людских ресурсов, а также военное производство

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Окно выбора политических советников.

Также у вас есть три ячейки для политических советников, которые дают определённые бонусы государству

Исследования и производство

Можно добавить конструктора танков, кораблей и авиаконструктора, а также конструктора материального обеспечения для получения бонуса в производстве определённых систем вооружения, или эффекта к боевым навыкам.

Вы также можете добавить промышленный концерн и теоретика для ускорения какого-то определённого направления исследований.

Военное руководство

Вы можете добавить главнокомандующих армией, флотом и авиацией для ускорения исследований военных навыков в наиболее важных сферах. Всего можно нанять трёх представителей высшего командования.

Исследования

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Серая кнопка в верхней части экрана, отмеченная иконкой химической колбы (

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

), открывает ваше окно исследований. У вас изначально будет три или четыре ячейки для исследования определённых технологий, но при открытии особых национальных фокусов могут появиться дополнительные.

Всего существует одиннадцать категорий исследований. Каждая нация начинает с исторически верным уровнем развития технологий и теории, в зависимости от сценария.

Все деревья исследований (исключая доктрины) отмечаются на хронологической оси времени. Исследование технологии или боевой единицы в историческую для них дату появления займёт больше времени, чем после неё. Этот штраф можно сократить с помощью определённых национальных фокусов.

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Пехота: исследуйте улучшенное пехотное вооружение и различные типы пехотных дивизий. Здесь вы сможете открыть моторизованную пехоту, парашютистов, морскую пехоту, горнострелков и так далее.

Поддержка: исследование батальонов обеспечения, которые можно прикрепить к вашим дивизиям. Здесь вы сможете найти инженеров, медиков, механиков, и так далее.

Бронетехника: исследование лёгких, средних и тяжёлых танков, а также вариантов танков на открытых шасси.

Артиллерия: исследования артиллерии, противотанкового и противовоздушного вооружения.

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Экран сухопутных доктрин.

Сухопутная доктрина: Большая часть великих держав начнёт со стартовой сухопутной доктриной. Вы можете изменить её, но все ветви доктрин являются взаимоисключающими. Какую бы сухопутную доктрину вы ни выбрали, она предоставит вашим сухопутным силам значительные боевые бонусы.

Флот: исследование более совершенных боевых кораблей, подводных лодок и конвоев/десантных судов.

Морская доктрина: Часть великих держав начнёт с уже обозначенной морской доктриной. Вы сможете изменить её, но все ветви доктрин являются взаимоисключающими. Какую бы морскую доктрину вы ни выбрали, она предоставит значительные бонусы в сражениях.

Авиация: исследование различных типов истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков, а также их палубных вариантов.

Воздушная доктрина: Часть великих держав начнёт со стартовой воздушной доктриной. Вы можете изменить её, но все ветви доктрин являются взаимоисключающими. Какую бы воздушную доктрину вы ни выбрали, она предоставит вашей авиации значительные боевые бонусы.

Инженерия: исследование электронных систем для радаров (обнаружение) и компьютеров (для бонусов к исследованиям и дешифровке), а также исследование атомных и ракетных технологий.

Промышленность: исследования, увеличивающие эффективность, производительность и возможности добычи ресурсов вашей страны.

Дипломатия

Серая кнопка с рукой, готовой к рукопожатию (

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

), откроет ваше дипломатическое меню. Здесь вы можете увидеть список существующих государств и несколько фильтрующих кнопок, чтобы сузить круг поиска.

Когда вы нажмёте на нацию, с которой хотите взаимодействовать, то увидите портрет её лидера, а также немного информации о том, что они из себя представляют. В правом верхнем углу меню, можно увидеть несколько маленьких флажков со стрелочками, показывающими текущий уровень отношений между вашими странами. Есть несколько действий, которые вы можете совершить в дипломатическом меню, и их число зависит от определённых условий. Демократии ограничены в возможностях проведения агрессивной внешней политики, пока мировая напряжённость не достигнет достаточно высокого уровня.

Наведите курсор мыши на то или иное дипломатическое действие, чтобы получить его описание и список необходимых условий.

Торговля

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Серая кнопка с рисунком ящика и стрелками обмена открывает ваше меню торговли. Вы увидите несколько вкладок и столбцов с перечнем доступных основных ресурсов, список необходимого, а также возможных торговых партнеров.

В игре имеются шесть основных ресурсов: нефть, резина, алюминий, сталь, хром и вольфрам. Они используются при производстве танков, кораблей, самолетов и многого другого. Каждая новая производственная линия крупной системы оружия потребует определенного количества ресурсов. Вы конечно можете производить эти боевые единицы и без необходимых ресурсов, но тогда ваше производство будет гораздо медленнее и менее эффективным.

Ресурсы находятся в определенных местах на карте и распределены неравномерно. Вам почти всегда придётся покупать необходимое.

Для торговли ресурсами, нажмите на название страны, и переместите ползунок, чтобы определить, сколько вы хотите продать или купить. Ресурсы продаются минимум по 4 единицы. Каждая сделка, если между странами нет связи по суше, требует как минимум 2 конвоя плюс 1 за каждые дополнительные 4 единицы ресурса.

Каждые четыре импортируемые единицы ресурса будут фактически стоить вам одной гражданской фабрики, производственная сила которой будет уходить в страну, с которой вы торгуете. Так, экспорт сделает вашу промышленность сильнее, так как вы тянете заводскую силу из других стран, но чрезмерный импорт сделает вас слабее. При этом вам в любом случае нужно будет импортировать ресурсы, чтобы поддерживать свою военную машину на ходу.

Строительство

Серая кнопка с рисунком строительного крана открывает ваше меню строительства. В этом окне вы будете ставить задачи перед вашими фабриками — строительство инфраструктуры, новых заводов, обороны и т.д.

Фабрики производят все улучшения ваших территорий. Количество доступных для строительства фабрик будет зависеть от размера вашей нации, текущего числа фабрик, ориентированных на производство потребительских товаров для вашей страны (Законы, регулирующие экономику), и того, сколько фабрик вы "обменяли" в процессе экспорта и импорта ради получения стратегических ресурсов. Вы можете увеличить количество фабрик за счет постройки новых, но будьте внимательны, ведь каждая провинция может поддерживать лишь определенное количество производственных мощностей. Максимум пятнадцать фабрик могут быть добавлены в текущий строительный проект, а оставшиеся будут добавлены в очередь.

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Есть три категории сооружений, которые можно построить с помощью фабрик.

Сооружения в регионах:

  • Инфраструктура: Каждая территория имеет показатель инфраструктуры, который определяет, насколько легко поставлять снабжение на территории и как быстро могут перемещаться войска.
  • Аэродромы: Аэродромы содержат ваши ​​военные самолеты. Чем больше аэродром, тем больше самолетов он может эффективно вместить.
  • Противовоздушная оборона: Защищает территорию от вражеских самолетов и особенно полезна для защиты промышленных зон.
  • Радиолокационные станции: Помогают вашим самолетам обнаруживать и перехватывать самолеты противника.

Общие сооружения:

  • Военные заводы: Используются для производства оружия, оборудования и транспортных средств
  • Фабрики: Используются для создания и совершенствования военного/промышленного потенциала нации
  • Синтетические заводы: Производят синтетическую нефть и резину, что особенно полезно для стран, которые испытывают недостаток в данных ресурсах
  • Верфи: Здесь строятся корабли
  • Ракетная база: Места, из которых можно начать ракетные обстрелы соседних стран
  • Атомная станция: Производит атомное оружие

Количество общих сооружений, которые можно построить, ограничено числом доступных ячеек в государстве. Число ячеек может быть увеличено путём изучения промышленных технологий.

Сооружения в провинциях:

Сооружения провинций строятся в самых маленьких по размеру территориях HoI4, провинциях.

Производство

Серая кнопка с рисунком гаечного ключа открывает меню производства. Здесь вы назначаете задания для военных заводов и верфей на создание снаряжения, военной техники, кораблей и самолетов.

Чем больше заводов вы привлечёте к производству конкретного объекта, тем быстрее вы будете его производить. Пехотное снаряжение, бронетехника и артиллерия, которые вы произведёте, будут направлены в соответствующие дивизии, новые создающиеся подразделения или на пополнение и улучшение других подразделений, находящихся на поле боя. Самолёты, которые вы произведёте, будут зачислены в резервный пул. Военно-морские подразделения будут автоматически помещены в порт, который вы сможете выбрать самостоятельно.

Производительность заводов зависит от наличия стратегических ресурсов, необходимых для самых лучших боевых единиц, а также от общей эффективности вашей промышленности. Новым производственным линиям потребуется время, чтобы наладить эффективное производство, и если вы добавите новую фабрику в производственную линию, то потеряете часть эффективности. Вы можете повысить производительность фабрик и их эффективность, исследуя промышленные технологии.

Набор войск и развёртывание

Серая кнопка с рисунком танка открывает меню планировщика армий для набора и развёртывания войск. Это меню, где вы решаете, какие типы дивизий вы хотите нанять. Эти подразделения будут обеспечены оборудованием и транспортными средствами, создаваемыми в меню производства. Вы можете увидеть, что требуется для завершения новой боевой единицы, наведя курсор на зеленую полоску прогресса.

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Вы начинаете с несколькими дивизиями по умолчанию, которые можете построить. Вы можете потратить опыт армии для создания новых шаблонов армейских дивизий или редактирования уже существующих.

В начале игры одинаковый приоритет отдаётся как переоснащению и усовершенствованию старых дивизий, так и строительству новых. Если же вы хотите сконцентрироваться на формировании новых боевых единиц из только что построенных танков и артиллерии, вместо отправки снаряжения в поле, то вы сможете изменить приоритеты переоснащения в этом меню.

Логистика

Серая кнопка с рисунком журнала и ручки (

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

) открывает меню логистики. Это меню дает общую информацию о накопленном вами оборудовании и снаряжении, возможности какого-либо дефицита, а также краткую информацию о том, сколько стратегических ресурсов вам не хватает для ваших производственных линий.

Контроль армии

Вы можете передвигать боевые единицы, выбрав их левой кнопкой мыши, и затем указав на пункт назначения правой. Если вы выделите прямоугольник, в который попадёт группа дивизий, то сможете сразу отдать приказы им всем. Вы также можете перемещать войска через океан на дружественную территорию, разместив войска в провинции с портом, а затем указав порт назначения.

Ваши войска будут более эффективны, если свести их в группу армий под командованием генералов. Такие группы армий могут выполнять планы операций.

Создание групп армий

Вы можете создать Армии из боевых единиц, выбрав их и затем нажав на портрет с силуэтом или зелёный плюс в нижней части экрана. Затем посмотрите в левый верхний угол профиля созданной армии и нажмите на портрет с силуэтом. Откроется список доступных генералов, которых вы можете назначить в данную армию.Есть два типа военных командиров – Генералы (могут командовать не более чем 24 дивизиями) и фельдмаршалы (не имеют ограничений по количеству дивизий, которые могут находиться под их командованием). Их черты в большей степени ориентированы на различные боевые ситуации. Генералы могут быть повышены до фельдмаршала за стоимость одного уровня квалификации. При этом они потеряют все свои черты (кроме «Старой гвардии»).

Опыт и отдача приказов

Вы будете получать опыт армии преимущественно в ходе сражений, но можно набрать опыт и до большой войны, приказав войскам начать "военную подготовку". Чтобы сделать это, выберите группу армий в левом верхнем углу и нажмите на кнопку "Военная подготовка" в правом верхнем углу меню.

Опыт можно тратить на повышение генералов, предоставление им возможности командовать большим числом войск, или же создавать и редактировать типы дивизий в окне производства юнитов.

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Группой армий можно управлять, как и любой другой группой боевых единиц, отдавая по правой кнопке мыши приказ о порядке перемещения к месту назначения. Тем не менее, группы армий сражаются лучше, если им дают "план" - это общий приказ, который координирует их поведение на фронте — либо двигаться вперед, либо держать оборону.

При выборе группы армий, игрок увидит ряд общих приказов, которые появляются в нижней части экрана. Каждый из них имеет описание при наведении, и подробно объясняет, как ими пользоваться. Это руководство будет сосредоточено на наиболее важных из них.

Морское вторжение: Используйте эту опцию для десантных атак на вражескую территорию. Таким способом армия также может переместиться на дружественную территорию, но более эффективно просто использовать перемещение из порта в порт, как описано выше.

После выбора морского вторжения, игрок должен выбрать точку отправления. Это место, где войска будут собираться и готовиться к штурму. Далее нажмите правой кнопкой мыши на провинции противника, чтобы отдать приказ о вторжении. Имейте в виду, что вам нужно обладать достаточными морскими разведданными в каждом морской регионе, который будет пересекать десантный флот, так что придётся патрулировать регион с помощью боевых кораблей или вовсе контролировать эти морские зоны.

Все планы требуют времени, а амбициозные вторжения потребуют значительного времени на планирование. Через недели (или месяцы), когда приготовления закончатся, серая стрелка над группой армий окрасится в зелёный. Нажмите на стрелку чтобы войска приступили к выполнению плана.

Сухопутные операции: Для создания плана наступательной операции, игрок сначала должен определить оборонительный фронт — это позиция, с которой ваши войска начнут операцию. Нажмите на кнопку оборонительного фронта и нарисуйте линию на карте, чтобы обозначить стартовую позицию армии. Во многих случаях это будет государственная граница или текущая линия фронта между враждебными армиями. Теперь, нажмите кнопку наступательный фронт (линия со стрелкой) и нарисуйте фронт, до которого должна продвинуться армия.

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Боевые единицы группы армий начнут организовываться вдоль выстроенной линии фронта. Когда они будут на месте и готовы выступать, нажмите на зелёную стрелку и ваши войска начнут выполнять план.

Вы можете исследовать доктрины и нанимать советников, которые снизят время подготовки планов операций или увеличат бонусы для дивизий, участвующих в выполнении плана.

Контроль флота

Ваши корабли автоматически сгруппируются во флоты в портах, где были построены. Если вам не нравится текущая организация флота, то вы можете просто перетащить иконки кораблей из одного флота в другой.

Назначить командира для ваших флотов можно просто кликнув по портрету с силуэтом и выбрав одного из доступных морских командующих. Вы также можете потратить очки политической власти, чтобы нанять новых адмиралов для своего флота. Как и генералы, адмиралы имеют навыки, которые могут быть наиболее эффективны в конкретных боевых ситуациях или при командовании определённым типом судов.

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

После того, как вы выбрали флот, вы сможете увидеть колонку доступных для него различных приказов, от патрулирования области до сопровождения конвоев. Выберите задание для своего флота (подлодки, например, лучше всего справляются с уничтожением конвоев), и после этого щёлкните правой кнопкой мыши на нескольких (до трёх) смежных морских зонах. Флот начнёт выполнять данное задание в указанных морских зонах. Вы можете отменить эти приказы, отправив корабли в порт и там уже выдать новые.

Пока ваш флот действует в морской зоне, вы будете получать достаточные разведданные о ней, чтобы провозить через регион снабжение или устраивать десантные операции.

Контроль авиации

В отличие от остальных юнитов, самолёты, которые вы производите, отправляются в резервный ангар. Вы можете вызвать их, кликнув на воздушном поле, а после создать новое авиакрыло, щёлкнув по кнопке в правой части меню (она отмечена значком плюс). Чем больше воздушное поле, тем больше самолётов может там действовать без штрафов.

Как и морские единицы, воздушные единицы действуют по регионам, а отдача отдельных приказов зависит от типа самолётов. Истребители могут добиваться превосходства в воздухе и перехватывать самолёты противника, стратегические бомбардировщики уничтожают инфраструктуру и фабрики противника, тактические бомбардировщики оказывают поддержку сухопутным силам в сражениях, и так далее. Чтобы назначить авиакрылу миссию в конкретном регионе, нажмите на нужное воздушное поле. Это откроет меню информации о действиях авиации.

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Щёлкните левой кнопкой по авиакрылу и правой по нужному региону. После того, как они окажутся в воздухе, вы можете выбрать миссию, которую они будут выполнять. Авиация имеет ограниченный радиус действия, зависящий от её типа (стратегические бомбардировщики имеют гораздо более высокую дальность, чем перехватчики) и дизайна (зависит от исследованных технологий и опыта, потраченного на способности).

Снабжение

Армии на поле боя требуют снабжения для поддержания хорошей формы. Армия, оставшаяся без снабжения, не сможет предпринимать никаких наступательных действий, включая даже простое движение, даже если не встретят сопротивления по пути. Снабжение определяется территорией — каждая из них способна снабжать лишь определённое количество солдат. Однако, эффективность снабжения изменяется в зависимости от инфраструктуры провинции. Если территория с лёгкостью может снабжать 10 боевых единиц, но инфраструктура провинции, в которой стоят войска, слабо развита или разрушена, появится узкое место линий снабжения и не все части получат необходимое.

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Заморское снабжение обеспечивается конвоями и морскими портами. Большие порты могут обеспечить лучшее снабжение через океан, но они также требуют больше конвоев. Будет весьма полезно приказать вашим военным кораблям сопровождать конвои, чтобы не оставлять их беззащитными.

Вы всегда можете проверить линии и возможности снабжения в режиме карты "Снабжение", выбрав его в нижнем правом углу экрана.

Особые вооружения

Если вы исследовали и построили атомные реакторы, то вы начнёте медленно производить атомное оружие. Чтобы сбросить атомную бомбу, вам потребуется добиться превосходства в воздухе над целевой провинцией. Выберите провинцию, которую желаете атаковать и нажмите на иконку атомного удара в нижнем левом углу меню информации о провинции. Атомная бомба существенно подорвёт инфраструктуру и промышленность провинции, а также нанесёт урон всем боевым единицам в области.

Если вы построите пусковые ракетные шахты, то сможете атаковать удалённые провинции ракетами. Это нанесёт урон инфраструктуре региона.

Победа в войне

Как только страна достигнет переломной точки (что зависит от уровня национального единства), она начнёт просить мира. Мирная конференция проходит в несколько стадий, основываясь на военном вкладе участников. Так, если союзники разобьют Германию, и вклад Соединенных Штатов Америки в эту победу окажется наибольшим, им первым будет предоставлена возможность потребовать что-либо от немцев. После них к дележу приступит следующий по вкладу участник команды победителей.

Это будет продолжаться до тех пор, пока победители не удовлетворятся условиями мира или пока не закончатся возможные требования к проигравшим.

Требования имеют свою цену, и зависит она от военного счёта победителей. Некоторые требования, такие как превращение страны в марионетку, требуют наличия специальных целей войны.

Советы для начала игры

Пока вы только учитесь в Hearts of Iron IV, помните эти важные шаги на пути к мировому господству:

  1. Вы начнёте игру с некоторым количеством производственных линий оружия, готовых к работе. Наиболее важной из них будет производящая пехотное снаряжение, так что, пока у вас не будет больше военных заводов, направьте свою энергию сюда.
  2. Когда вы набираете новые боевые единицы, держите активными сразу несколько производственных линий пехоты — на одной территории или же в разных. Если вы этого не сделаете, то отстанете по размеру армии.
  3. Запланируйте свои национальные фокусы в самом начале игры. Если вы играете за Германию, то скорее всео захотите побыстрее пройти ветки, дающие вам претензии на Австрию и Чехословакию. США нужно выйти из Великой Депрессии. Франции остро требуется политическая стабильность. Держите в голове более долгосрочные задачи.
  4. Каждая нация в игре имеет доступ к дополнительным исследовательским ячейкам, если активирует особый национальный фокус. Они легко определяются по иконкам колб. Чем раньше вы их откроете, тем сильнее будет ваша армия.
  5. Во время исследований, постарайтесь сильно не опережать время и идти в одну сферу, так как за это полагаются значительные штрафы к скорости. Однако, если вы исследуете компьютеры из линейки электроинженерии, то сможете легко оторваться от конкурентов в скорости исследований.
  6. Если словосочетание "мощный флот" не встречается в ваших военных планах, то вы можете спокойно проигнорировать этот аспект войны и его древо исследований. С другой стороны конвои всегда полезны для торговли и снабжения, так что убедитесь, что имеете достаточно верфей.
  7. Если вы ещё не находитесь в состоянии войны, прикажите своим армиям заняться боевой подготовкой, чтобы они тренировались и набирали опыт. Добавление дополнительных бригад и батальонов поддержки к уже существующему дизайну дивизий является лёгким способом нарастить боевую мощь — если, конечно, у вас достаточно снаряжения, чтобы переоснастить имеющиеся части.
  8. В военное время зачастую гораздо эффективнее направлять снаряжение новым частям вместо пополнения и улучшения старых. Отрегулируйте переоснащение и улучшение боевых единиц в зависимости от желаемого результата — более активные части на поле боя сейчас или мощный удар всего через несколько месяцев.
  9. Демократии должны стремиться изменить свои экономические законы, как только появится возможность, чтобы освободить как можно больше гражданских фабрик, нацеленных на производство гражданских товаров.
  10. Не забывайте давать своим войскам отдохнуть, как только они достигнут своих текущих целей. Несколько дней бездействия отлично отразятся на организации, переоснащении и снабжении.

Рассмотрим сначала верхнюю панельку

Нажав на флаг вы можете открыть вот эту замечательную панельку.

Тут можно назначать советников дающих разные бонусы. Цена без особых нац. духов (убираются и добавляются фокусами) 150 полит. власти (есть особенные за 250, 75 и.т.д. у парочки стран, например, у Мексики за 250 на советника для армии с бонусом на прокачку превосходство боевой мощи, открываются по фокусам)

Дальше по порядку разберем верхнюю панельку

1. Полит. власть, нужна для решений (молоточек под ним), назначения советников, дипломатических действий и некоторых ивентов (событий возникающих на экране).

Зависит от стабильности, национальных духов, сложности, так же можно улучшить советниками.

2. Стабильность. Если она будет меньше 50% то пойдет в минус производство, строительство (больше фабрик уйдут в гражданский раздел и вы не сможете ими пользоваться), пойдет в минус полит. власть. Если больше 50%, то соответственно пойдут бонусы. Корректировать можно фокусами, решениями, так же зависит от наличия войны (30% за нападение, 20% за оборону, без модификаторов, например, как у Китая, снижающих штраф за оборонительную войну), еще часть стабильности зависит от популярности правящей партии.

3. Поддержка войны. Желание вашей страны воевать. Влияет на атаку, защиту, мобилизацию, лимит капитуляции. Повышать можно в решениях и фокусах при появлении аса, понижаются при уничтожении ваших торговых конвоев, смерти аса, уничтожении гордости ВМФ, смерти героев войны, неудачная атака или защита при отчаянной атаке или обороне, объявлении войны.

4. Людские ресурсы. Люди которые будут использоваться в армии. Повышать и понижать можно в той же панельке, где выбираешь советников, верхняя строчка, самый первый пункт. Есть еще 5% в двух ветках исследований пехотной доктрины, некоторых фокусах стран (Например "Флотская Служба" у Нидерланд - 2,5%), если вы делаете всеобщую мобилизацию (в верхней строчке 3 по счёту), то в решениях появляется женский труд, который дает -5% стабильности и возвращает 5% призывников.

5. Количество ваших заводов.

6. Ваше топливо. Всегда должно быть в достатке, если его не будет - самолеты не летают, корабли не плавают, танки с машинами не ездят. Увеличить можно закупая в торговле (5 в панельке ниже, за каждое отдаете 1 свою фабрику) либо строя НПЗ ( для начала нужно исследовать, к слову, там же можно и увеличить их производство)

7. Конвои. Если их не будет, то переброски войск не будет, торговли не будет (только с соседними странами). Их очень часто стараются уничтожить во время военных действий, соответственно их нужно охранять (во вкладке флота делается). Очень хорошо дают вам очки независимости (если вы подчиненная страна) или зависимости (Если имеете подчиненные страны) при ленд - лизе. Делать нужно на верфях.

В панельке ниже находятся решения, агенства, исследования, дипломатия, торговля, строительство, производство, размещение войск, логистика. О них позже.

Дальше

Первое - командный ресурс. Нужен для повышения навыков генералов, фельдмаршалов (повышения генералов до фельдмаршала), отчаянной атаки, обороны. Еще на них можно отправить атташе в воюющую страну (противник этой страны направит дипломатический протест и если вы ему откажете испортится отношение), стоит 50 ком. ресурса. ОН РЕЗЕРВИРУЕТСЯ! Т.Е. если у вас всего было 100 и вы отправили атташе, то теперь ваш максимум 50 (пока не заберете) Атташе показывает войска той страны в которую вы его отправили, дает опыт с сражений (они дальше в строчке) и 10% желания воевать.

Опыт сухопутных войск нужен для изменения шаблонов дивизий (о шаблонах расскажу позже). За сухопутные войска можно улучшать хар - ки танков, воздушные - самолетов, морские - кораблей. На скрине самые правые значки. Улучшая вашу технику вы так же усложняете её производство, так же может потребоваться больше ресурсов. Сложность производства в нижнем левом углу. Ресурсы думаю всем видны и понятны.

И атомные бомбы (открываются после изучения оных, для их производства нужны атомные станции, которые тоже нужно исследовать) Играют важную роль в войне, не стоит их недооценивать, если вы воюете палками 19 века, то с помощью них сможете тащить сражения. Они сбивают в ноль организацию войск находящихся под вражеским ударом, организация нужна для атаки и защиты. Чтобы их скинуть нужно иметь 75% превосходства в воздухе, 1 стратегический бомбардировщик в области и непосредственно саму бомбу (кидать можно только по территории страны с которой вы воюете). Полностью ломает все постройки в регионе. Один реактор производит 1 атомную бомбу 365 дней. Но это не повод пугаться, можно настроить реакторы (они одновременно будут производить одну, а не каждый по отдельности) и получать атомные бомбы, например, каждые 18 дней.

Это панелька с подсказками, наведя на них курсор вам пояснят, что от вам хотят (например желтое строение указывает на то, что вы можете поменять закон или поставить полит. советника) убрать с экрана ПКМ.

Панелька со временем (увеличивать на плюс, уменьшать на минус, справа от минуса можно остановить (быстрая клавиша на пробел) Мировая напряженность (помните о 25% и гарантах союзников!) и ниже, как по мне, бесполезнейшие панельки. - Включить / выключить музыку, театр сухопутных, воздушных и морских действий и достижения (включены от сложности сержант с айронменом, можно использовать неисторический режим)

Тыкнув на земной шарик вам откроется панелька где вы можете узнать откуда взялась мировое напряжение.

Вот эта панелька нужна для режимов карты.

Слева 3 панельки - для карты с просмотром военных режимов войск (по умолчанию сухопутные) для тех у кого есть длс La Resistance появляется 4 со шпионами. Слева от них режимы карты, например можно смотреть на мир по местности, или сопротивлению в регионах (сопротивление появляется когда захватываешь территорию, о нём позже)

Ниже их всех дополнительные ( и постоянные, пока сам не включишь или выключишь) режимы карты, например убрать циклы дня или убрать из вида количество дивизий ботов.

На этой панельке можно назначать генералов и фельдмаршалов (если стоит сухпут) адмиралов (если морское) и нанимать шпионов (если шпионское)

Полезные советы: Hearts of Iron IV, все что нужно знать всем.

Дисклеймер: Мы даем советы исходя из нашего игрового опыта в той или иной игре, а если эти советы на ваш взгляд не понятны или не очень полезны, предложите свои варианты или замечания, мы учтем их и добавим в следующих частях.

Пожалуйста, читайте статью более 40 секунд, а также не забывайте ставить лайки и комментировать если статья понравилась, это поможет развитию нашего канала, заранее спасибо.

Игра Hearts of Iron IV хоть и является интересной глобальной стратегией, однако в ней есть свои сложности и секреты, о которых нужно знать, дабы спокойно наслаждаться игрой.

Поэтому мы подготовили для вас перечень советов, дабы помочь вам насладиться игрой.

Совет №1: Лучшей сухопутной доктриной является превосходство огневой мощи, в особенности если у вас в дивизиях есть отряды арт. поддержки.

Вторая с лева.
Вторая с лева.

______________________________________________________________________________________

Совет №2: Если при захвате вражеских территорий вам нужно быстро понизить уровень сопротивления, то можно использовать не только различные меры контроля, но и агентов, дабы они искореняли недовольство.

Полезные советы: Hearts of Iron IV, все что нужно знать всем.
Полезные советы: Hearts of Iron IV, все что нужно знать всем.

______________________________________________________________________________________

Совет №3: Если у вас мало ресурсов и верфей, то сосредоточьте усилия на изучении и создании подводных лодок с их дальнейшим улучшением. На данный момент они неплохо топят вражеские корабли и конвои.

Полезные советы: Hearts of Iron IV, все что нужно знать всем.

______________________________________________________________________________________

Совет №4: Старайтесь избегать морских сражений в морских регионах с обозначением "мелководное море" иначе вы рискуете понести лишние потери, а также в данных местах в бой вступает не весь флот.

Полезные советы: Hearts of Iron IV, все что нужно знать всем.

______________________________________________________________________________________

Совет №5: В дополнении к совету №3, для повышения эффективности подводных лодок изучите морскую доктрину под названием "Заграждение морских путей".

Полезные советы: Hearts of Iron IV, все что нужно знать всем.

______________________________________________________________________________________

Совет №6: По возможности застраивайте инфраструктуройбогатые на ресурсы регионы для повышения их добычи, а также те места, в которых вы планируете размещать большое количество войск.

Полезные советы: Hearts of Iron IV, все что нужно знать всем.
Полезные советы: Hearts of Iron IV, все что нужно знать всем.

______________________________________________________________________________________

Совет №7: В дополнении к совету №3, Для максимальной эффективности подводных лодок необходимо назначить адмирала с чертой "Одинокий волк" и развить указанные навыки. Так ваши лодки смогут без проблем потопить даже самый мощный флот.

Полезные советы: Hearts of Iron IV, все что нужно знать всем.

______________________________________________________________________________________

Совет №8: По возможности добавляйте в дивизии полевые госпиталя, дабы уменьшить потери людей, а также уменьшить потерю опыта у своих войск.

Полезные советы: Hearts of Iron IV, все что нужно знать всем.

______________________________________________________________________________________

Совет №9: Если можете, то для более быстрой победы над врагом используйте морские или воздушные высадки. Таким образом вы сможете облегчить себе завоевание мира, а также столкновения на основном фронте.

Полезно.
Полезно.

______________________________________________________________________________________

Совет №10: Если вы хотите получать боевую технику противника или наоборот, уменьшить потерю своей, то добавьте в дивизии ремонтные роты. Так вы сэкономите свою технику и получите вражескую (работает и с ПВО для получения самолетов врага).

Очень полезно.
Очень полезно.

______________________________________________________________________________________

Совет №11: Старайтесь делать ширину фронта дивизий не более 20 единиц для максимальной эффективности. Для регионов с малой инфраструктурой подойдет и ширина в 10 единиц. И в самых крайних случаях можно использовать дивизии в 40 единиц.

Полезные советы: Hearts of Iron IV, все что нужно знать всем.

______________________________________________________________________________________

Совет №12: В дополнении к совету №9, если вы используете морскую высадку, то не забудьте обезопасить морские регионы при помощи флота. Также используйте опцию "поддержка морского вторжения" для более успешной высадки.

Полезные советы: Hearts of Iron IV, все что нужно знать всем.

______________________________________________________________________________________

Совет №13: Для быстрого получения опыта сухопутных войск можно создать одну полностью пехотную дивизию и отправив ее на тренировку распустить остальные войска (если позволяют обстоятельства).

Пример.
Пример.

______________________________________________________________________________________

Совет №14: Не бойтесь экспериментировать, пробовать новое и самое главное получайте удовольствие от игры.

Мы будем благодарны если вы оцените статью,подпишетесь, а также если вы можетепомочьканалу в развитии. Общение и идеи в комментариях приветствуются. Наш коллектив очень вам благодарен.

Мы в /Кураторах Steam/VK
Интересные статьи:
Hearts of Iron IV, стратегия для всех любителей менять историю.
Игры которые обязательно стоит попробовать.
HOI4: Old World Blues, судьба Америки в ваших руках.

Параллельно нажимаем на кнопку с самолетом в правом нижнем углу. Это включает авиационный вид. У нас уже есть немного самолетов, и их надо переместить на ближайший аэродром. так же надо создать новые эскадрильи из самолетов на складе. Для этого выбираем аэродром и нажимаем кнопку с самолетом и плюсиком. Ну и там всё понятно. Я предпочитаю делать эскадрильи по 100 самолетов. Во первых так удобнее, во вторых именно на такое количество без штрафа распространяются бонусы летчиков-асов, которые появляются в процессе боевых действий. Впрочем, пока самолетов у нас столько нет, чтобы сильно заморачиваться.

Но всё обошлось. Югославия напряглась и лопнула на 3 части, каждая из которых мой вассал. Ну и ладушки. После этого делаем Контроль Греции, но Греция просто так не сдается, и с ней нужно будет воевать полюбому, так что настало время как следует заняться нашей армией. Также удаляем наш фронт с границ бывшей Югославии и подрисовываем его... ну скажем, к границе Греции с Черногорией. И заодно перекидываем самолеты поближе, союзными аэродромами можно пользоваться, как своими собственными. А справа пущай Болгария занимается делом. Параллельно стоит мониторить, что за фокусы делают Италия и Алоизыч. Если там будет какой то намек на желание захапать Грецию, то стоит опередить их и с ходу кинуть ей вар. Но пока они занимаются всякой фигней и все тихо.

Выбираем фокус

Маневры

. Это даст 25 армейского экспириенса. Армейский экспириенс нам скоро пригодиться, когда мы будем реформировать наши дивизии. Его можно также поднять, купив "военного теоретика", но на это может не быть свободных очков. Также можно заставить армию проводить учения крайней левой кнопкой в меню армии, но это расходует матчасть, а с ней у меня и так всё плохо.

После Маневров делаем

Дивизии королевской гвардии

, это даст нам халявный шаблон пехотной дивизии, под который мы переделаем те, что есть у нас сейчас. Поскольку я исследовал разведроту, ее тоже добавят на халяву. И мы наконец сможем погрузиться в удивительный мир армейского дизайна.

Нажимаем кнопку "Набор и размещение" и выбираем там "Конструктор дивизий". Немножко охреневаем от количества цифр там, но ничего, скоро всё станет ясно. Основными компонентами дивизии являются ее боевой состав и оснащение. И если со вторым все понятно - оно производится нашими военными заводами, и если его хватает, то все збс, то в первом мы сейчас будем разбираться.

Три основных типа войск это пехота, которая лучше в обороне, чем в нападении, бронетехника, которая лучше в нападении, чем в обороне, и подразделения обеспечения, которые дают бонусы и тем и другим.

Есть также кавалерия, которая ни туда ни сюда и нужна главным образом для разгона демонстраций, и дополнительные подразделения вроде артиллерийских, зенитно-ракетных итп, которые используются ситуативно.

Все это влияет на статы. Статов, как мы видим, много, и наша задача собрать не громоздкого ни на что не годного кадавра, а компактного, но эффективного нагибатора. Потому идем изучать, что они означают.

Большая часть понятна по тултипам, но на нескольких хотелось бы остановиться особенно:

Макс. скорость

думаю понятно что такое. Дивизия перемещается со скоростью самого медленного ее компонента, потому не стоит пихать танки и пехоту в один мешок. Для взаимодействия с танками есть мотопехота на грузовиках, или (чуть позже) на БМП. Подразделения поддержки на скорость не влияют, так что если тебе надо добавить к танкам артиллерию или ПВО, то нужно пихнуть их в поддержку, а не в основной состав.

Прочность

- "долговременное" хп дивизии.

Организация

- "кратковременное" хп. Если в бою дивизия потеряла всю организацию, это не значит, что она умерла, это значит, что она больше не может воевать. Но чтобы полностью слить прочность, понадобится несколько замесов.

Ширина фронта

- очень важный параметр, грубо говоря, означающий, сколько "места" занимает дивизия в замесе. Одна провинция имеет ширину фронта 80, что означает, что в ней эффективно помещаются 4 дивизии с шириной 20, или две с шириной 40. А вот две с шириной 41 уже не влезут, получится так, что воевать будет одна, а вторая будет стоять и смотреть. Поэтому нам нужно выдерживать данный лимит. Тем более, что комп тупой и выдерживает его неохотно, а значит мы будем иметь перед ним преимущество. Конечно, полазив по форумам игры, можно найти какие то совершенно дикие сетапы с кучей математических расчетов, но поскольку мы только знакомимся с игрой и не собираемся трайхардить, нам вполне хватит дефолтового варианта с шириной 20. 40 конечно жирнее, но мы пока не можем его себе позволить ни по количеству манповера, ни по производственным мощностям.

Въедливый читатель, думаю, уже заметил, что противопехотная атака нашей дивизии намного меньше, чем защита, а значит две сферические дивизии в вакууме не убьют друг друга никогда. Что ж, это верно. Но прикол в том, что бои у нас проходят не в вакууме, и на них влияет очень много модификаторов и штрафов, начиная от рельефа и погоды, и заканчивая способностью близлежащих аэродромов и портов обеспечивать подвоз снаряжения. Но об этом позже.

Открываем доставшийся нам от фокуса шаблон

Royal Guards Division.

Он изначально довольно неплох, имеет ширину 20 и включает в себя помимо пехоты два артиллерийских подразделения, которые увеличивают противопехотную атаку за счет небольшого уменьшения организации, но это мы компенсируем бонусами от военной доктрины. Также имеет два подразделения обеспечения - инженерные войска, которые дают бонусы к перемещению по пересеченной местности и строительству укреплений, и разведчиков, которые дают шанс в бою подобрать контртактику к тактике противника. Это сэкономит нам много армейского экспириенса, который мы бы потратили на добавление этого всего. Сейчас же мы потратим 10 экспириенса на то, чтобы добавить в этот шаблон медпункт, который даст нам восполнение 20% потерь в живой силе, а это важно, поскольку манповера в нашей стране с гулькин хрен, и лучше бы его не сливать в утиль почем зря.

Думаю ты уже заметил, что основную массу в дивизии должна составлять пехота, поскольку именно она дает организацию. Из одной артиллерии дивизию склепать нельзя, воевать она не сможет. Энивей, сохраняем наше художество, и теперь нам нужно переделать те дивизии, что у нас уже есть, в новые. Выбираем армию, и два раза клацаем на любую пехотную дивизию, чтобы выбрать их все. Далее нажимаем на две стрелочки и выбираем новый шаблон. Нам покажут, сколько еще шмота надо скрафтить, чтобы полностью укомплектовать войско, ну щито же, деваться некуда, будем потеть у станков. Дивизии горного спецназа пока не трогай,

их доведем до ума позднее, когда сделаем фокус

Ванатори де мунте

и получим для них годный шаблон. По обычным дивизиям подразделения спецназа раскидать не получится, ибо на них есть лимиты, увы.

Также нужно выбрать военную доктрину. Их всего 4, и выбрать одновременно все нельзя, только одну. Поскольку мое войско состоит в основном из пехоты и артиллерии, логично будет выбрать ту, что с бонусами к пехоте и артиллерии, то бишь вторую. Первая это про кучу танков, а у меня мало танков. Четвертая про закидывание мясом, а у меня мало мяса. Ну а третья дефолтный вариант всего понемногу, а мне охота выпендриться. Воздушную доктрину выбираем по тому же принципу, если у нас максимум истребителей и штурмовиков, то есть смысл выбрать среднюю.

Закончив со строительством заводов, начинаем строить аэродромы, радары, пвошки и прочую подобную фигню.Лучше на тех направлениях, где мы будем воевать. Например после Греции придет очередь Турции. Потому есть смысл построить что нибудь полезное с той стороны. Ты так же можешь помогать своим вассалам построив заводы на их территории, они же в свою очередь дают попользоваться свободными заводами тебе, а то и маленько армий подкинут. Полезные пацаны в общем.

Также теперь настало время немного улучшить ситуацию с самолетами. Как я уже говорил, их нам нужно много и быстро. Берем фокус Расширение ВВС и проделываем цепочку до IAR80 и штурмовая авиация включительно, это даст нам возможность исследовать истребитель и штурмовик 3го поколения без штрафа за опережение времени, и поставить их в производство. Таким образом к началу войны ты будешь просто боженькой воздушного боя. Обрати внимание, что нове барахло не заменяет собой старое сразу после исследования, его еще надо произвести и доставить в войска, а смена производства приводит к падению эффективности, потому посреди войны, если случился острый дефицит матчасти, делать этого не рекомендуется, лучше уж довоевать тем, что есть. Если ты конечно не превратился в промышленного тетана к тому времени.

Но всё это можно делать, не отвлекаясь от того, зачем мы собственно тут собрались - войны.

Тянуть с захватом Греции не стоит. Каждый день промедления повышает вероятность того, что она засосется с кем нибудь вроде демократов, или Италия с Германией захотят ее сожрать, и тогда у тебя будут проблемы. Поэтому, улучшив нашу армию до боеспособного состояния, кидаем ей вар.

Поскольку воевать можно только на территориях участников, чтобы напасть со стороны Черногории, нам нужно призвать в войну и ее. Также не помешает Болгария, которая подопрет ребят справа. Остальных лучше не призывать, ибо они образуют естественную защиту от заезда в тебя кого нибудь слева и сверху.

Тут уже хорошо бы снизить скорость игры хотя бы до 2-3, чтобы успевать реагировать на происходящее. В отличие от европы универсалис, тут нет понятия осады. Территория становится захваченной, как только враг в нее заходит, так что оставлять дыры во фронте абсолютно недопустимо.

Перед тем, как снять с паузы и начать боевые действия, нужно приготовиться. Во первых, задать основное направление для атаки. Выбираем армию, нажимаем "Линия наступления" и рисуем полосу где то в районе Афин. Получается какая то корявая хрень, но такая уж Греция. Наведя мышь на стрелку, мы увидим, какие провинции и в каком порядке будут захвачены автоматически. Справа пусто. Но там Болгария разберется. На крайняк я могу подкорректировать происходящее руками.

Также нужно поставить задачу авиации. Переходим в авиарежим, выбираем самолеты и правой кнопкой назначаем их на Грецию. Слева вверху выбираем задачи - бомбать корабли, перехватывать вражеские самолеты итп. Все это будет происходить автоматически, пока наземные войска занимаются своим делом.

Зеленая полоса под рожей нашего генерала показывает, что враги на участке слабее нас, потому можем особо не париться и запустить наступление зеленой стрелкой над рожей.

Яркие стрелочки означают, что начался бой. Зеленый цвет означает, что все складывается в нашу пользу. нажав на нее, можно посмотреть детализацию. Как мы видим, у нас хорошее численное превосходство, плюс атака с нескольких направлений, плюс поддержка с воздуха, плюс их командир дно, так что у них нет шансов. Наведя на индикаторы дамага и защиты, можно увидеть, какие именно бонусы мы получаем и от чего. Обрати внимание на индикатор

Базовое значение

. Если он больше твоего, значит враг банально превосходит тебя технически, и без закидывания мясом тут точно не обойтись. А лучше уйти в глухую оборону и исследовать что нибудь, поднимающее твои статы с колен.

Поскольку Греция в невыгодном положении, плюс сильно уступает нам технически, это будет легкий таргет, и мне даже не обязательно будет помогать своим пацанчикам вручную. Но если мы хотим разобраться в механике боя, то лучше делать это в таких вот ситуациях, когда ничего не угрожает. Для этого читаем тултипы и вникаем.

Тут мы видим эффективность поддержки с воздуха. Дамаг наземным войскам наносят штурмовики, а истребители нужны для прикрытия их от вражеских истребителей. Как мы видим, авиация врага либо отъехала, либо не существовала изначально, и потому моя невозбранно занимается своим делом. Если же ты видишь, что твои самолеты наносят ноль дамага, видимо враг захватил превосходство в воздухе. Проверить это можно, клацнув на регион в авиационном режиме.

В бою каждая сторона выбирает тактику. Некоторые тактики нейтрализуют вражеские. Способность выбрать правильную зависит от разведки, которую дает разведрота, а инициатива дает возможность выбрать тактику повторно, если лоханулся, и зависит от роты связи. У меня то и другое есть, а у врага нет, так что он в заднице.

Поскольку мы прорвали оборону противника, и у нас все еще много организации (зеленая полоса), и боеспособности (желтая полоса), нужно продолжать давить, не давая врагу восстановиться и укрепить оборону. В городе дела пошли не очень удачно, а комп не всегда соображает, что надо усилить атаку, или окружить противника, надо ему помочь. Потому руками выбираем свободные дивизии рядом, и отправляем в атаку.

Можно держа сtrl клацнуть правой кнопкой на врага, чтобы приказать поддержать атаку, но в область не заходить. танки в городе чувствуют себя не хорошо, потому участие пехоты в штурме совершенно необходимо. При атаке с разных сторон используемая ширина фронта увеличивается на 40 за сторону, так что с трех сторон ты можешь натравить на врага 8 дивизий шириной 20, против его 4, плюс с большой шириной фронта в атаке участвует больше самолетов. Так что окружать противника нужно при каждом удобном случае, особенно при вышибании его из труднодоступных мест. После того, как город будет взят, дивизии автоматически вернутся к тому, чем занимались до этого.

Захватывая вражеские территории, мы захватываем и его заводы, которые тут же можно заставить работать на себя. Захватив вражеский аэродром, можно переместить свои самолеты поближе к месту событий, и заодно снизить его авиационную прыть. Также, отрезая врага от городов, портов и аэродромов, мы можем оставить его без пополнений и припасов, от чего он станет легкой добычей. Наступление через реку или в горах дается сильно сложнее, возможно тут потребуется серьезное численное превосходство, атака с нескольких направлений или даже несколько атакующих волн. Ну и самолеты, конечно же.

Не забываем отслеживать бои. Если видим, что атака не удалась, и стрелка стала красной, нужно притормозить и посмотреть, в чем причина. Если враг слишком толст, лучше подвести подкрепления. Если погода сильно препятствует боевым действиям, какой нибудь дождь или метель сильно мешает как войскам так и авиации, луше стопнуть и подождать. Комп не умеет вовремя стопать, и частенько стачивает свои дивизии в ноль, на чем и горит. Если он неудачно сходил в атаку и просохатил всю организацию, самое время его контратаковать и выкинуть его с выгодной позиции. Танками, пока их мало, лучше так же управлять вручную. Если видишь, что твои пацанчики не могут пробить лбом какое то место, подгони туда танк и помоги им. У него большой дамаг в атаке, но маленький в защите, а у пехоты наоборот. Потому неплохим рабочим вариантом будет устроить танковый прорыв, а потом подогнать пехоту и закрепиться.

И вот, Греция убита в нулевой хлам и просит прощения. Начинаются мирные переговоры, в которых все участники могут потребовать себе какой то профит, в зависимости от варскора. Поскольку тут все мои вассалы, то и весь варскор мой, но я могу им поделиться. Если захочу. Но я не хочу. Хе хе. Грецию можно завассалить, а можно забрать себе все ее территории. При этом я заберу себе и всю ее технику, а техника мне нужна, потому выбираю захватить все регионы и завершить ход. После этого при желании можно ее освободить в качестве вассала. А можно и не освобождать.

После этого нам остается только выполнить фокус "Контроль Босфора" и захватить Турцию, чтобы превратиться в практически сверхдержаву и сможешь навалять кому нибудь пожирнее. Помочь Гитлеру вынести Сталина, ну или наоборот, а то и вынести их обоих и стать черным властелином. Ну это уже ты сам разберешься. Основы я рассказал, а ньюансов в этой игре слишком много, чтобы упихать их все в одну удобочитаемую статью. Ну и конечно выбирай разные страны, экспериментируй, принимай разные идеологии, присоединяйся к разным альянсам, делай интересные фокусы, и тогда увидишь все, на что способен этот невменяемый симулятор второй мировой войны для извращенцев. Хе хе.

19.03.2021 Автор: admin